Поделиться

Поиск по этому блогу

пятница, 16 сентября 2016 г.

Как стать культурным

Я осилил все советы по окультуриванию себя, а теперь выскажу свою точку зрения. Во многом соглашусь со многими комментаторами, но вот на какой нюанс я бы хотел обратить внимание. Культурным человек может стать только начиная с вопросов. Только тогда, когда он будет задавать себе вопросы об окружающем мире, о том, почему так, а не иначе, он начнет окультуриваться. Поясню. Можно скопировать какую-то манеру поведения, запомнить нормы и правила, выработать хорошие привычки. Но все это будет лишь гримасничаньем и лицедейством. Человек должен понимать, почему именно так, а не иначе. Объясню это на примере внутреннего диалога с самим собой.

- Почему ты оставил мусор на природе после пикника?
- Потому что там все равно полно мусора.
- Это не причина, а следствие. Почему ты так поступил?
- Ну... мне лень было возиться с мусором. Тем более все равно там мусор.
- Ты мог бы убрать свой мусор и часть чужого. Мир бы стал немного чище. Разве не так?
- Ну ведь все равно намусорят снова...
- То есть тебе нужен культурный мир вокруг, чтобы ты был культурным?
- Видимо, да.
- Но как мир станет культурным, если каждая часть существующего сегодня некультурного мира постоянно поддерживает его в таком состоянии?



Культура - это всегда насилие. Прежде всего, насилие над самим собой. Себя нужно постоянно заставлять быть культурным. Но парадокс - культурный человек совершает насилие над собой, когда поступает некультурно. Таким образом, мы приходим к выводу, что правильную модель поведения человек должен не только скопировать, но и осознать, принять ее, следовать ей не потому, что так ведут себя образцы для подражания, а потому что он иначе не может. Вот я недавно написал, что мы не любим своих детей. Некоторые комментаторы возмутились, дескать, это не так, вот мы любим и своих, и чужих. Но я писал не о пассивном чувстве, а о чувстве-действии. Таком чувстве, когда некрасивый мир вокруг хочется сделать красивым, потому что в этом мире будут жить дети.

В детстве я знал одного дедушку, который часто купался на небольшом пляже на речке. С ранней весны и до поздней осени. Однажды я увидел, как он плавает.
- А мне казалось, что вы не умеете плавать, - сказал я ему, когда он оказался на берегу.
- Почему ты так решил?
- Вы все время ходите в воде, а не плаваете (на самом деле, я думал, что он боится плавать, беспокоясь, что сердце остановится и он утонет).
Дедушка показал мне кусок ржавой железки, которую он достал со дна. На этот маленький пляж ходили его внуки - он постоянно обследовал дно, потому что там постоянно жарили шашлыки отдыхающие. Иногда с мордобоем и битьем бутылок о головы друг друга. Дедушка беспокоился, что внуки могут пораниться осколками и поэтому регулярно обследовал дно. Вот любовь, о которой я говорил. Молчаливая, не показушная, но деятельная.

Это наша национальная черта - мы любим размах. Счастливыми нужно сделать сразу всех. Культуру - в массы. Но на самом деле, надежный результат любит осторожную, неспешную поступь. Сделай культурным хотя бы одного человека - себя, и мир уже станет культурнее. Оправдывать себя тем, что кругом быдло, а чего я-то буду самым культурным, - позорно. Я как-то познакомился с пожилой учительницей русского языка и литературы. И тактично спросил ее, почему она говорит "ложить"? Она вздохнула и ответила: "У нас все так говорят, мне надоело всех поправлять..." Я был в шоке от такого признания. Словно своими глазами увидел, как пал последний бастион обороны прекрасного города и на его улицы хлынули орды варваров. Нельзя сдаваться. Может быть, ты и есть - последний бастион...

Нужно ли читать, чтобы стать культурным? Нужно. Но гораздо важнее - думать. Не лгать себе и не оправдывать себя. В Ингушетии молодые люди встают, когда входит старший. Как объяснил один молодой ингуш - я не для него (вошедшего старика) встаю, я для себя встаю. Это настоящая культура - когда правильная норма поведения - часть тебя. Вести себя правильно даже тогда, когда кругом бескультурье. А так себя вести может только человек понимающий, почему он себя ведет именно так.

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *